Список форумов

"Дядька Черномор" - форум для дайверов.

www.o-kean.ru
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Рэк-дайвинг на Чёрном море.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов "Дядька Черномор" - форум для дайверов. -> Дайвинг в России !!!
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Анатолий
Master scuba diver

   

Зарегистрирован: 13.10.2014
Сообщения: 283
Откуда: Тула Тульская обл.

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 11, 2014 13:57     Заголовок сообщения: Рэк-дайвинг на Чёрном море. Ответить с цитатой

XX век подарил миру увлечение дайвингом. Подводные погружения стали вполне доступны любителям необычных впечатлений.
В последнее время становится модным экстремальный дайвинг: рек-дайвинг (погружение на затонувшие объекты) и кейв-дайвинг (прогулки по подводным пещерам). К объектам рек-дайвинга (английское слово wreck - крушение), прежде всего, относятся затонувшие во время крушений и войн корабли. А также, самолеты, автомобили и даже поезда, по тем или иным причинам очутившиеся на морском дне. Сегодня во всем мире подъем грузов и кладов с затонувших объектов, без специального на то разрешения, запрещен. Рек-дайвинг представляет собой рискованные подводные экскурсии. Много интересных "реков" находится в территориальных водах нашей страны. Всевозможные затонувшие объекты хранят воды Черного моря: корабли, самолеты и подводные лодки. Многие из них лежат в непосредственной досягаемости для дайверов.
Затонувшие объекты можно условно разделить на несколько групп по глубине и уровню сложности погружений. Первая группа - до глубин 15 м. К ней относится множество судов, разбившихся и затонувших у берега. Вторая группа - 15-30 м. Третья группа - 30-50 м. Это наиболее сложный уровень. Погружения требуют специальной подготовки, например, по программе TecDeep - PADI.

_________________
MSD PADI
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Анатолий
Master scuba diver

   

Зарегистрирован: 13.10.2014
Сообщения: 283
Откуда: Тула Тульская обл.

СообщениеДобавлено: Пт Дек 26, 2014 19:42     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Черноморское кладбище затонувших кораблей.

Вторая половина XIX столетия ознаменовалась дальнейшим развитием судоходства в Черном море, тяжелой для России Крымской войной, которая в итоге привела к гибели военного Черноморского флота.
Известно, что с античных времен и до Крымской войны 1853–1856 гг. все корабли и суда строились из дерева и были парусными. Война продолжалась с октября 1853 года по март 1856 года. Россия потерпела сокрушительное поражение, затратив на войну 800 млн.руб. и потеряв больше полумиллиона своих граждан.Огромны были потери судов — как во время боевых действий, так под влиянием тяжелых погодных условий и допущенных навигационных ошибок. В огне войны погиб весь Черноморский флот России. Огромны были потери и стран союзниц — Англии, Франции и Турции. Черное море превратилось в настоящее кладбище кораблей.
Крымская война завершила многовековую историю деревянного судостроения.
Эпоха парусного флота закончилась, появились броненосные корабли водоизмещением до 8 тыс. т, линейные корабли водоизмещением до 25 тыс. т, длиной до 180 м.
Накануне первой мировой войны Черное море представляло собой морской район интенсивного торгового судоходства. Здесь были сосредоточены мощный российский Черноморский флот, военные флоты Турции, Болгарии и Румынии.
До первой мировой войны 1914–1918 гг. на Черном море затонуло 58 боевых кораблей и более 600 парусно-моторных деревянных судов.
В гражданскую войну в Черном море затонуло (затоплено) 35 боевых кораблей, из них 14 — в Новороссийской бухте, 11 — на Севастопольском внешнем рейде. Места гибели других кораблей неизвестны.
Вторая мировая война нанесла огромный катастрофический урон не только военным флотам, но и торговому судоходству. Потери кораблей и судов измерялись многими сотнями.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Черноморский флот потерял 1151 единицу боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе 2 крейсера («Червона Украина» и «Коминтерн», переведенный в класс минных заградителей), 3 лидера («Москва», «Харьков», «Ташкент»), 11 эскадренных миноносцев, 28 подводных лодок, 28 тральщиков, 97 рейдовых и катерных тральщиков, 81 торпедный катер, 84 морских охотника, 168 сторожевых катеров, 11 канонерских лодок, 85 десантных ботов, 48 бронекатеров, 5 минных заградителей, 22 гидрографических судна, 60 шхун, 28 шаланд, 112 сейнеров, 70 катеров, 24 плавмастерских, плавкранов и плавдоков. В ходе войны поднято 39 затонувших судов. 78 катеров Азовской военной флотилии затонули (затоплены) в реках Дон и Кубань.
Германия и ее союзники в войне 1941–1945 гг. потеряли 455 кораблей и судов, из них 238 боевых, 217 транспортов и судов торгового флота. Германия потеряла 6 подводных лодок, 2 эскадренных миноносца, 114 быстроходных десантных барж, 28 противолодочных кораблей, 33 тральщика и катерных тральщика, 8 артиллерийских катеров, 18 торпедных катеров, 8 сторожевых катеров, 3 военных транспорта, 2 минных заградителя, 2 монитора, 14 лихтеров. Румыния — 13 боевых кораблей: миноносец, тральщик, минный заградитель, 2 монитора, 4 торпедных катера, 2 катерных тральщика, 2 сторожевых катера.
Италия потеряла 12 кораблей: малую подводную лодку, 11 торпедных катеров.
Морской флот СССР на Черноморском театре за войну потерял 93 судна, после войны поднято 35, на грунте осталось 58. В воздушных боях над морем было сбито более тысячи самолетов. В портах Советского Союза после войны было поднято 578 кораблей и судов.
По учету Гидрографической службы Черноморского флота в водах Украины, России и Грузии числится 566 затонувших судов и 478 подводных препятствий и мест с нечистым грунтом, всего 1044 объекта. Все они находятся на глубинах до 100–120 м. Из них 440 обследовано водолазами. Многие затонувшие суда уже ушли в ил, при обследовании промером, эхотралением и водолазами не обнаруживаются, с учета снимаются.
За 1985–1995 гг. снято с учета 19% затонувших судов и 22% подводных препятствий.
Боезапас, имеющийся на затонувших судах и кораблях, от времени и длительного контакта с морской водой пришел во взрывоопасное состояние. Степень взрывоопасности такова, что он может взорваться от толчков при проведении судоподъемных работ и даже при постановке на якорь. В особо большом количестве (от 500 до 1000 т) боезапас находится на транспортах «Жан-Жорес», «Чапаев», «Варна».
Ориентировочный суммарный вес боезапаса на всех затонувших кораблях и судах превышает 20 тыс. т. На большинстве затонувших судов в цистернах, отсеках и воздушных подушках сохранились остатки жидкого топлива в количествах от единиц до десятков тонн. Существует реальная опасность разлива этого топлива вследствие коррозии металла и при проведении работ на затонувшем судне. Ориентировочное количество жидкого топлива на затонувших кораблях и судах составляет 100 тыс. т. Не исключено, что часть его уже попала в воду.
Анализ состояния затонувших судов, боезапасов и остатков жидкого топлива, имеющихся на них, позволяет сделать выводы, что большинство затонувших судов на Черном и Азовском морях представляют исторический и материальный интерес. Многие из них оказывают вредное влияние на морскую среду.
Несомненно, все затонувшие объекты в территориальных водах и экономической зоне Украины необходимо взять на государственный учет с целью недопущения несанкционированных работ как на самих затонувших судах, так и в непосредственной близости от них.
Представляется необходимым произвести планомерное обследование затонувших объектов для определения целесообразности их подъема, подъема груза и документов, разработки мер по уменьшению вредного влияния на среду.
В целях увековечивания памяти погибших моряков было бы целесообразно специальными правительственными постановлениями объявить затонувшие суда и корабли, на которых имеются останки погибших, военными захоронениями.

Братские могилы на дне Черного моря (Именной список потерь)

Несомненно, летопись и хронология морских катастроф, связанных с гибелью кораблей, подводных лодок, судов и других плавсредств за период цивилизации на Черном море займет не один том. Вместе с тем автором настоящей книги серии «Тайны Севастополя» совместно с морским исследователем Анатолием Таврическим (автором карты затопленных судов на Черном море) сделана попытка подвести некоторые итоги гибели судов на каждом историческом этапе и создать их именной список.
Легенды древней Греции повествуют, что первыми в Черное море проникли финикийцы, затем уже и греки. В XIII в. до н. э. греки на судне «Арго» пришли в Колхиду за «Золотым руном». В XII в. до н. э. Одиссей побывал в Балаклавской бухте, затем в Керченском проливе, где по преданиям находится вход в подземное царство Аида.
Древние мореплаватели, как правило, прокладывали свой путь вдоль приморских берегов. В ночное время и во время штормов корабли их часто садились на мель или разбивались о прибрежные скалы. Поэтому в прибрежных районах Черного моря, у мысов и островов покоятся сотни останков судов древних мореплавателей.
В последнее время археологами обследовано несколько древнегреческих судов. На некоторых из них и сейчас покоятся хорошо сохранившиеся амфоры, в которых находились вина, благовония, масла и различные товары. Есть письменные свидетельства о перевозке на древних судах золотых и серебряных монет. Демосфен повествует о том, что в IV в. до н. э. в районе м. Опук затонуло судно купца Ларита с грузом золота и серебра. Наиболее часто древнегреческие суда находили у берегов Болгарии, в районах Керченского пролива, Феодосийского залива, Нового Света, мысов Аю-Даг, Айя, Лукулл, Тарханкут и северо-западной части Черного моря. Тонули суда перевозившие дань, собранную византийцами на Руси.
При Птолемее IV, 220–204 гг. до н. э., строились суда достигавшие длины 120 м и высотой от киля 22 м. Экипаж таких судов составлял до несколько тысяч гребцов, 400 матросов и 300 воинов.
Несколько древних судов обнаружено подводными лабораториями «Бентос-300», «Риф», «Лангуст», «Тинро-2» во время многочисленных погружений в Черном море.
ПЛБ «Бентос-300» при поиске пропавшего самолета, к юго-западу от м. Херсонес на глубине 100 м, было обнаружено древнегреческое судно с 2000 амфорами. Подводный аппарат «Риф» при поиске пропавшего без вести сейнера «Саор-3» обнаружил судно, на котором находилось более 1000 амфор. К югу от оз. Донузлав найдена галера IV в. до н. э., на которой более 300 амфор.
В 1992 г. в районе м. Калиакра болгарскими водолазами было обнаружено древнегреческое судно, на котором сохранилось много золотых и серебряных монет.
Два древнегреческих судна с грузом амфор нашли специально обученные дельфины в районе о. Змеиный («Левка»).
В XVII в. Россия получила выход к Черному морю, первым в него через Керченский пролив проник корабль «Крепость». Весь XVIII в. прошел в русско-турецких морских сражениях.
В период с 1770 по 1853 гг. погибли: фрегаты: «Иоанн Златоуст» — Днепровский лиман; «Царь Константин», «Федор Стратилат» — устье Дуная; «Поспешний» — Румели; «Везул» — Херсонесский маяк; «Варна» — Сухум-Кале, корветы: «Александр» — м. Тарханкут, «Крым» — Кале; «Мессемрия» — район Сочи; там же семь крепостных судов, бриги: «Диона» — Дунайское гирло, «Язон» — Тарханкут; «Царь Константин» — Анапа; «Фемистокл» — Туапсе, «Фома» — северо-западный район Черного моря; «Три святителя» — устье Дуная; «Ахилл» — Альма; «Иосиф» — Севастопольская бухта; «Кичкасы» — Румели. Шхуна «Бранлов» — Аккерман, люгер «Геленджик» — Новороссийск, тендеры: «Струа» — Еникале; «Луч», «Скорый» — Туапсе; транспорта: «Тарантул», «Рак», Ахтапол» — Азов; «Березань» — Севастополь, «Прут» — устье Дуная; «Утка» — Дунай; «Надежда» — Севастополь; «Чайка» — Ак-Мечеть; «Змея» — Инеада; «Ингулец» — Геленджик; «Ланжерон» — Абхазия; «Никола» — гирло Сулина; «Сухум-Кале» — Пицунда; «Адлер», «Абин» — Кавказ; гильоты: «Донец» — Ялта; «Лебедь» — Аккерман. «Волна», крейсер «Панагия Попанди» — Азов; «Архангел Михаил» — о. Березань; «Килия» — Румели.
Крымская война 1853–1856 гг.
30 ноября 1853 г. в ходе Синопского сражения русской эскадрой под командованием П. С. Нахимова был разгромлен турецкий флот. В тот день было потоплено 15 турецких кораблей, спастись удалось лишь пароходу «Таиф».
Потери турок при Синопе составили 2000 человек, потери русских — 38 человек.
Поражение турок при Синопе подтолкнуло западные державы к активным действиям.
28 марта Англия, а 8 апреля 1854 г. Франция объявляют войну России. Союзный флот на тот момент состоял из 34 линейных кораблей, 55 фрегатов и 300 транспортов. В составе Российского флота было 45 кораблей. Из них 11 колесных пароходов и ни одного винтового.
В период 10–16 сентября 1854 года поперек Севастопольской бухты были затоплены: корабли «Три Святителя», «Варна», «Селафаил», «Уриил», «Силистрия», фрегаты «Сизополь» и «Флора». Таким образом, было создано искусственное заграждение против проникновения неприятельских судов в бухту.
Второй этап затопления состоялся в конце зимы 1855 года. В ночь с 12 на 13 февраля между Николаевской и Михайловской батареями (вторая линия) затопили корабли «Двенадцать Апостолов», «Святослав» и «Ростислав», фрегаты «Кагул» и «Мессемврия», а 16 февраля — фрегат «Мидия».
27–28 августа 1855 года западнее Сухарной балки почти на середине бухты затопили корабли «Великий князь Константин», «Париж», «Императрица Мария», «Храбрый», «Ягудиил», «Чесма»; фрегат «Кулевчи» и пароходофрегат «Владимир».В Южной бухте и Килен-бухте топили более мелкие суда, в основном бриги и шхуны. Наконец, 30 августа у северного берега Севастопольской бухты были затоплены все оставшиеся пароходофрегаты, пароходы и другие плавсредства.
Всего в Севастопольской бухте было затоплено 95 единиц: 15 боевых кораблей, 7 фрегатов,4 корвета, 8 бригов, 4 артиллерийских шхуны, 4 тендера, 2 яхты, 6 пароходофрегатов, 12 пароходов, 4 транспорта, 18 купеческих судов и 11 вспомогательных, включая коллекторы, землечерпалки и др. (полный список см. «Тайны Севастополя» книга 3).
14 ноября 1854 года на Черном море разразилась сильнейшая буря. Никогда еще в такой короткий промежуток времени шторм не приносил флоту столько вреда. Из британских парусных судов стоящих на якоре в Балаклавской бухте большинство получили сильные повреждения, часть были затоплены. Итоги бури для союзного флота были катастрофические, погибли: американские транспорты «Progress», «Wanderer» и «Kenilworth», английские «Prince», «Resolute», «Rip Van Winkle», «Panola», «Wild Wave», «Peltoma», «Maltese».
В районе реки Кача погибли 13 купеческих судов среди них: “London», «Lord Raglen», «Ganges», «Woodvell», «Tahren», «Pirenus», «Clendalough», «Georgianna», «Malta», «Weldevoven».
Возле Херсонесского маяка затонули: «Yeenimple», «Brente», «Danube», «Mina».
Между Севастополем и Евпаторией погибли ряд кораблей и судов: «Duchess Clendalough», «Harbinger», «Macester»; 100-пушечные корабли: «Henry-IV», «Pluton»,«Gollodene»; арендованные суда: «Rodwel», «Fejeme»; транспорты: 3, 53, 55, 61, 81.
В районе Варны затонули: французские «Nouvelle», «Jallieta», английский пароход «Trand London», австралийский бриг «Lilpida», сардинский пароходы «Lacrapamilia» и «Lt-Trancesco». Румели — «Bahire», «Muphtahi Djehat». В районе Балчика затонул французский бриг «Courrier».
Турецкий флот потерял корабли «Муфтан джагат» и «Багире»; погибло более 970 человек во главе с адмиралом Гасан-пашой. Всего за один день 14 ноября погибло 60 кораблей и судов.
В ходе Крымской войны Российский флот потерял 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета, 15 пароходофрегатов и множество других, в том числе и торговых судов. Практически российский Черноморский парусный флот перестал существовать.
Осенью 1996 г. началось обследование затонувших объектов в районе Балаклавского рейда с помощью подводного аппарата «Лангуст». Во время погружений на глубине 80 метров был найден парусный корабль, стоящий на ровном киле. На корме виден штурвал. Поперек палубы лежат хорошо сохранившиеся мачты с поломанным рангоутом.
Справа от входа в бухту, на глубине 60 м, обнаружено судно, лежащее вверх килем. Осенью 2006 года украинско-российской подводной экспедицией у Балаклавской бухты на глубине 70 метров найден хорошо сохранившийся британский корабль периода Крымской войны.
Вторая половина XVIII века. После Крымской войны в период с 1789 по 1860 гг. на Черном море погибло 56 различных кораблей и судов.
В 1862 г. шедший из Феодосии на Кавказ грузопассажирский пароход «Херсонес» сел на мель у м. Ак-Бурун. Пассажиры и багаж сняты. Зимой того же года пассажирский пароход «Орес», шедший из Сухуми в Керчь, из-за ошибки штурмана сел на мель на северо-восточной стороне м. Чауда. Пассажиры и команда высадились на берег, от мороза погибло 27 человек.
В 1877 г. началась русско-турецкая война. 14 января 1878 г. минные катера парохода «Великий Князь Константин» — «Чесма» и «Синоп» — впервые применили торпеды и потопили на Батумском рейде турецкий пароход «Интибах», а в реке Дунай монитор «Сельфи». В 1787 г. у Кинбурна затонуло четыре турецких судна. В 1788 г. у Очакова затонули два больших и три мелких судна. У Кинбурна — три судна, пять фрегатов и пять прочих судов. В 1790 г. у Тендеры затонуло судно «Капудание». С 1862 г. по 1875 г. в Азовском море потерпели кораблекрушение 156 судов.
С 1873 г. по 1900 г. в различных районах Черного моря погибло более 600 кораблей и судов. Во время, морских учений 29 мая 1909 г. в районе Севастополя броненосец «Ростислав» протаранил подводную лодку «Камбала», которую впоследствии подняли.
Рубка лодки установлена как памятник погибшим на городском кладбище Севастополя.

Первая мировая война.
Во время первой мировой войны в Черном море погибло более 60 транспортов и свыше 3 тыс. различных судов и кораблей.
Под Одессой немцами была потоплена канонерка «Донец». В 1915 г. немецкая подводная лодка «И-33» потопила госпитальное судно «Португаль». 25 апреля 1916 г., на траверзе бухты Камышовой подорвался на мине установленной немецким подводным заградителем «Ив-15», эсминец «Живучий».
7 октября 1916 г. в 7 часов утра взорвался стоящий на внутреннем рейде Севастополя линкор «Императрица Мария». Работали по спасению — руководил командующий флотом вице-адмирал Колчак. В 8 часов утра корабль затонул. Погибло 215 человек. В мае 1917 г. на мине в районе Босфора подорвалась ПЛ «Морж», координаты (41°22`45`` с.ш. 29°15`41`` в.д).
В южной части у м. Тарханкут, на глубине 42 м, лежит транспорт «Цесаревич Алексей» (45°11`50`` с.ш. 32°31`21`` в.д.). Водолазы, побывавшие на борту транспорта, подняли с него фарфоровую посуду с царским гербом и мешок хорошо сохранившейся муки. Из этой муки даже пекли блины. Многие водолазы, побывавшие на «Цесаревиче Алексее», чувствовали мистический ужас: им казалось, что за ними постоянно кто-то наблюдает.
В Феодосии было найдено судно «Кара-Кермен» (45°03`28`` с.ш. 35°23`53`` в.д.).

Гражданская война. 18 июня 1918 г. было принято решение об уничтожении Черноморского флота. Буксиры вывели из Новороссийска линкор «Свободная Россия» (44°36`38`` с.ш. 37°53`50`` в.д.). Эсминец «Керчь» выпустил по линкору 5 торпед. Впоследствии он был потоплен своим экипажем (44°05`16`` с.ш. 39°00`36`` в.д.). На внешнем рейде выстроились: эсминцы и миноносцы «Калиакрия», «Гаджибей», «Пронзительный», «Фидониси», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков», «Сметливый», «Стремительный», номерной миноносец и несколько транспортов, на которых открыли кингстоны. Эсминец «Громкий» (44°37`18`` с.ш. Д°37°49`49`` в.д.). Линкор «Воля» и несколько миноносцев не подчинились большевикам, и ушли в Севастополь, где попали под контроль немцев.
В апреле 1919 года, англичане на внешнем рейде Севастополя затопили подводные лодки – «Орлан», «Карась», «Гагара», «Карп», «Судак», «Лосось», «Налим», «Кашалот», «Кит», «Нарвал», «Скат», «АГ-21» и «Краб». В Одессе затопили ПЛ «Лебедь» и «Пеликан».
В 1926 г. подняли ПЛ «Орлан», в 1928 г. «АГ-21», в 1932 г. «Судак», «Кит», в 1935 г. «Краб».
В 1920 г. у Обиточной косы, красные затопили канонерскую лодку «Салгир». В северо-западной части Черного моря потопили итальянский эсминец «Раккия». Линкор «Ростислав» затоплен в Керченском проливе (45°25`2``с.ш. 36°37`8``в.д.).
В завершении Гражданской войны войска Врангеля увели в Бизерту 157 кораблей и судов Черноморского флота.
8 июня 1931 г. ПЛ «Металлист» (бывшая «АГ-21») затонула на учениях в районе Николаевки при столкновении с эсминцем «Фрунзе». (44°56`8``с.ш. 33°26`8``в.д.) 10.06 1931 г. поднята и введена в строй.

Вторая мировая война.
Корабли. В первые дни войны под Констанцей погиб лидер «Москва» (44°01`47``с.ш. 28°50`08``в.д.). На Севастопольском рейде подорвались на магнитных минах эсминец «Быстрый», шаланда «Днепр», буксир и плавкран.
В октябре 1941 г. эсминец «Фрунзе» шел из Севастополя в Одессу. В районе южной части Тендровской косы после налета немецкой авиации эсминец был потоплен в 4-х милях от канонерской лодки «Красная Армения» (46°13`23``с.ш. 31°36`28``в.д.). Часть экипажа спас подошедший буксир, но затем и он был потоплен. Оставшиеся в живых вместе с контр-адмиралом А. А. Владимирским вплавь добрались до берега. 24 октября 1941 г. со сторожевого катера СК-128 водолазом Спиридоновым с эсминца были подняты секретные документы.
Под Севастополем затонули: эсминцы «Дзержинский» (44°26`5``с.ш. 33°19`0``в.д.),
«Свободный», «Бдительный». Интересна судьба эсминца «Дзержинский». В 1917 г. он назывался «Калиакрия». В 1918 г. вместе с другими кораблями он был затоплен в Новороссийске. В 1925 г. поднят ЭПРОНом, восстановлен и получил имя «Дзержинский» 14 мая 1942 г. эсминец подорвался на нашем минном заграждении (44°26`5``с.ш. 33°19``в. д.). Погибло 158 человек.
Крейсер «Червона Украина» затонул 13 ноября 1941 г. в 4 часа ночи напротив Графской пристани. Его атаковали 20 самолетов, в крейсер попало 6 бомб. Через неделю на том же месте, так же во время налета немецкой авиации, погиб эсминец «Свободный».
В 1956 г. крейсер «Червона Украина» подняли и отбуксировали в Бахальскую бухту.
7 марта 1942 г. у м. Железный рог в Креченском проливе погиб эсминец «Смышленый» (45°01`5``с.ш. 36°46`0``в.д.). 26 июня 1942 г. в 70 милях к юго-востоку от Херсонесского маяка погиб эсминец «Безупречный» (44°15`0``с.ш. °36°00`0``в.д.).
Лидер «Ташкент» погиб в Новороссийской бухте в начале июля 1942 г. Это был самый быстроходный корабль, способный развивать скорость 44 узла (80 км/ч). Лидер был последним кораблем, который смог прорваться в Севастополь. На нем из осажденного города вывезли 2300 человек и полотно Севастопольской панорамы.
30 сентября 1942 г. на Херсонесской мерной линии на мине подорвался эсминец «Совершенный». В октябре 1943 г. под Феодосией затонул: лидер «Харьков» (44°15`0``с.ш.
36°00`0``в.д.), эсминцы «Беспощадный» и «Способный». В 1992 г. они были найдены и обследованы ГИСЦ «Гидролог».

Подводные лодки.
Большинство подводных лодок погибли у побережья Румынии и Болгарии.
26 июля 1941 г. во время набеговой операции советских кораблей на порт Констанца «Щ-206» («Нельма») по ошибке торпедировала свой лидер «Москва», который раскололся пополам и затонул. Затем «Щ-216» так же по ошибке была потоплена глубинными бомбами эсминца «Сообразительный». (43°51`5``с.ш. 28°45`в.д.) 6 декабря 1941 года ПЛ «Щ-204» («Минога») потоплена в районе м. Святой Атанас глубинными бомбами немецкого самолета (42°53`15``с.ш. 28°03`54``в.д.).
Во время войны погибли советские подводные лодки: «М-58» 21.10.41 на мине в районе Констанцы, «М-59» 28.10.41 на румынской мине в районе Сулины, «М-34» 03.11.41 на мине в районе Констанцы, «С-34» 14.11.41 в районе м. Эмине на болгарской мине, «Щ-211» 16.11.41 на болгарской мине у Варны, «Щ-210» 15.02.42 на болгарской мине в районе м. Шаблер, «Щ-214» 19.06.42 южнее м. Ай-Тодор потоплена итальянским торпедным катером, «С-32» 26.06.42 потоплена немецким самолетом южнее м. Сарыч, «М-33» 22.08. 42 погибла в районе Одессы на румынском минном заграждении, «Щ-208» 26.08.42 юго-западнее о. Змеиный на румынской мине, «М-60» 26.02.42 погибла в районе Одессы на румынской мине, «М-118» 01.10.42 потоплена немецким самолетом в районе м. Бурнас, «Щ-213» 15.10.42 подорвалась на мине в море, «Щ-212» 10.12.42 подорвалась у о. Змеиный на мине, «Л-24» 15.12.42 у м. Калиакри подорвалась на румынской мине, «М-31» 17.12.42 потоплена глубинными бомбами немецкого охотника UJ 116 «Ксантен».
26 июля 1943 года ПЛ «Щ-203» («Камбала») была потоплена в Каламитском заливе итальянской сверхмалой подводной лодкой СВ-4, «М-51» затонула в районе Очамчире, «А-3» погибла 28.10.43 западнее Евпатории, подорвавшись на мине. «Д-4» 2.12.43 была потоплена в районе м. Тарханкут немецкими морскими охотниками.
В 1944 году погибли ПЛ «М-36», «Л-23», «Щ-216», «Л-6» и трофейная «ТС-2». «ТС-2» —бывшая румынская «Marsuinul» — затонула в Поти в результате взрыва собственных торпед.
В 1974 г. была найдена затонувшая подводная лодка «Щ-204». В 1982 г. она была обследована водолазами, останки экипажа были подняты на поверхность и похоронены в Севастополе.
В 1980 подводной лабораторией «Бентос-300», на внешнем рейде Севастополя на глубине 78 м была обнаружена подводная лодка (44°38`04``с.ш. 33°25`36``в.д.). В 1992 г. с борта ПА «Риф» была произведена ее видеосъемка.
Транспорта. За три года войны в Черном море погибло 95 судов Минморфлота. Первыми погибли транспорт «Аркадия» и грузопассажирский пароход «Ленин». В северо-западном районе Черного моря затонули: «Полина Осипенко», «Ладога 5», «Брянск» (46°32`16``с.ш. 30°52`42``в.д.), «Молдавия», «Советская Бессарабия», «Большевик» (45°50`06``с.ш. 32°13`09``в.д.), буксиры «Тайфун» и «Соломбала».
При отходе частей Красной Армии из Одессы для преграждения входа в Одесскую гавань были затоплены пароходы «Петр Великий», «Псков», «Орел», «Плеханов», «Войков», «Сакко и Ванцетти». (44°30`998``с.ш. 38°02`34``в.д.)
29 августа 1941 г. к югу от Керченского пролива авиацией противника был потоплен транспорт «Каменец-Подольский». 30 сентября 1942 г. там же был потоплен транспорт «Пугачев». (44°51`06``с.ш. 36°08`56``в.д.).
16 октября 1941 г. под Одессой погиб транспорт «Большевик» (45°50`06``с.ш.32°13`09``в.д.) — его топили 50 бомбардировщиков и 6 торпедносоцев.
7 ноября 1941 г. к югу от Ялты (44°17`00``с.ш. 34°10`00``в.д.) затонул грузопассажирский пароход «Армения» водоизмещением 5805 тонн, построенный в 1931 г. На его борту находились раненые, работники госпиталя и эвакуированные жители осажденного Севастополя. 6 ноября он вышел из Севастополя и 7 ноября пришел в Ялту, где на него погрузили эвакуированных, раненых и медперсонал госпиталей. Вопреки приказу командующего Черноморским флотом адмирала Ф. С. Октябрьского выходить ночью, судно вышло в море утром. В 11:25 в районе м. Ай-Тодор он был торпедирован немецким самолетом и через 4 минуты затонул. Погибло более 5000 человек. Спаслось только 8 человек.
9 ноября 1941 г. на траверзе м. Сарыч подорвался на мине (по другим данным — торпедирован немецкой подводной лодкой «Дельфиниум») грузопассажирский пароход «Ленин» (44°20`14``с.ш. 33°45`17``в.д.), шедший из Одессы на Кавказ. Погибло более 1200 пассажиров. Капитан судна И. С. Борисенко и лоцман И. И. Свистун были спасены, но впоследствии, по приговору военного трибунала, расстреляны.
В октябре 1941 г. под Севастополем погиб танкер «Апшерон» (44°18`4``с.ш. 32°29`6``в.д.), подорвавшись на минах.
В ноябре 1941 г. погибло несколько судов: санитарный транспорт «Армения», транспорта «Ингул», «Апшерон», ледокол «Степан Макаров», пароход «Майкоп», теплоход «Рот-Фронт».
Ледокол «С. Макаров» пропал без вести в ноябре 1941 г. (в 1917 г. он назывался «Князь Пожарский», в 1920 г. – «Лейтенант Шмидт»). 17 ноября он вышел из Туапсе в Севастополь, имея на борту 120 человек. В настоящее время существует несколько версий гибели ледокола.
Теплоход «Рот-Фронт» погиб 4 ноября 1941 г. у м. Такиль. Интересна судьба его капитана. Капитан судна В. К. Субботин спасся и был назначен капитаном санитарного транспорта «Ингул», который погиб в том же месяце. Капитана перевели на грузовой пароход «Тбилиси», который затонул в Карском море. В 1943 г. капитана назначают на другой транспорт «Тбилиси», который погиб в 1944 г. в Баренцевом море и уже вместе со своим капитаном.
В феврале 1942 г. на переходе из Новороссийска в Севастополь погиб транспорт «Коммунист». Транспорт «Чапаев» с 200 бойцов, 240 лошадей и 1000 тоннами боеприпасов, шел в осажденный Севастополь из Туапсе. Из-за ошибки штурмана в районе м. Фиолент зашел на наше минное заграждение и подорвался на мине. Грузопассажирский теплоход «Василий Чапаев» затонул около Севастополя. На нем находилось 102 человека.
Санитарный транспорт «Сванетия» затонул в восточной части Черного моря 17 апреля 1942 г. На борту находились раненые защитники Севастополя. Погибло более 800 человек. 10 июня 1942 г. у причала Сухарной балки в Севастополе авиацией противника был потоплен транспорт «Абхазия».
2 апреля в Керченском проливе погиб танкер «Валерий Куйбышев», 14 апреля там же потоплен транспорт «Антон Чехов», погибло 200 человек.
14 мая 1942 г. в Керченском проливе погиб пароход «Потемкин». Там же погиб пароход «Восток». В Азовском море были потоплены транспорта: «Черноморец» (500 чел.); «Красный Моряк», «Красный флот».
В июне 1942 г. погибло четыре санитарных транспорта, вывозивших раненых из Севастополя. 2 июня в 40 милях к югу от Ялты от попадания торпеды, брошенной с самолета, затонул танкер «Михаил Громов». 13 июня в Севастопольской бухте немецкой авиацией был потоплен санитарный транспорт «Грузия», на котором находилось 4 тыс. человек пополнения. Многие погибли. В том же месяце затонул санитарный транспорт «Белосток» (Форос), на борту которого находилось 375 раненых.
В последующие дни обороны Севастополя в районе Керчи погиб эскадренный миноносец «Безупречный». Через двое суток после гибели миноносца в этом районе всплыла наша подводная лодка «М-118» и подобрала лишь одного оставшегося в живых человека.
С марта по август 1942 г. в Черном море погибли:
- транспорта: «Чапаев» (44°23`8``с.ш. 32°25`8``в.д.), «Фабрициус» (44°42`28``с.ш. 37°27`08``в.д.), «Василий Чапаев», «Красный моряк», «Потемкин», «Восток», «Черноморец», «Темрюк», «Красный флот», «Кубань», «Украина», «Пролетарий», «Эльбрус», «Севастополь» (43°56`35``с.ш. 39°14`24``в.д.), «Ян Томп» (43°46`55``с.ш. 39°26`55``в.д.);
- танкеры: «Валерий Куйбышев», «Михаил Громов»;
- санитарные транспорта: «А. Чехов» (45°10`32``с.ш. 36°24`15``в.д.), «Сванетия», «Советская Абхазия», «Грузия», «Белосток»;
- ледокол «Знамя Социализма» и многие другие именные и безымянные плавсредства.
В ходе Керченско-Феодосийской десантной операции в декабре 1941 года погибли:
земснаряд «Ворошило» (450 чел.), буксир «Фанагория» (160 чел.), транспорты «Панай» (113 чел.), «Ейск», «Красногвардеец», «Ташкент», «Зымянин», «Ногин», «Батыр-Даг», «Спартаковец», «Батайск», «Жан Жорес» (45°02`21``с.ш. 27°58`31``в.д.), танкер «Варлаам Авансов». 19 сейнеров получили повреждения. На Крымский берег был высажен десант 11 225 человек.
В октябре-декабре 1943 года в ходе Эльтигенской десантной операции погибли:
- морские охотники: «МО-04», «МО-05», «МО-0412»;
- бронекатера: «БКА-303», «БКА-112», «БКА-423»;
- тральщики: «КТЩ-182», «КТЩ-62», «КТЩ-111»;
- сейнер «Путина» и целый ряд других судов и катеров.
В 1943 г. в прибрежной зоне Черного моря погибло 10 транспортных судов: «Миус» (44°37`04``с.ш. 37°48`24``в.д.), «Червоний Козак» (44°37`52``с.ш. °37°47`30``в.д.), букси-
ры «Рица», «Перванш», танкер «Эльба», шхуна «Панаис».

Несли большие потери на море и флоты иностранных государств. За время операций на Черном море Германия и ее союзники потеряли 455 кораблей и судов. Наиболее крупные немецкие потопленные транспорта: «Санта-Фе» (45°06`22``с.ш. 33°16`52`` в.д.), «Тотила» (у Херсонесского мыса), «Тейя»; румынские: «Пелес» (42°49`54``с.ш. 27°55`52``в.д.) у м. Емине, «Каварна», «Волга-Дон» (45°13`54``с.ш. 33°02`14``в.д.).
В апреле 1944 г. советские бомбардировщики потопили в пос. Судак пять барж, на юго-западе м. Херсонес — 2 танкера, 3 транспорта и 3 охотника за подводными лодками.
В этот период подводные лодки Черноморского флота потопили 2 транспорта и 2 десантные баржи противника.
В районе озера Донузлав советские бомбардировщики потопили 3 немецких транспорта. После того, как они затонули, местные жители обнаружили на берегу много расшитой золотом одежды и различные деревянные изделия, которые позднее опознали как музейные экспонаты. Как оказалось, на транспортах находились различные ценности из дворцов и музеев Крыма. В наше время военные водолазы обследовали эти суда и обнаружили, что на палубах стоят негабаритные ящики. Начали подъем одного из ящиков, но на поверхности воды трос оборвался. Дальнейшие работы запретили, т.к. на транспортах находится много боезапаса. Один из них, «Варна» покоится на дне с координатами (45°12`05``с.ш. 32°53`22``в.д.).
Транспорт «Тейя» был потоплен советской авиацией. Погибло 3500 человек. В тот же день потоплен транспорт «Тотила», на котором находилось около 4000 немецких солдат и офицеров.
11 мая были потоплены транспорты Данибиус», Хельга», «Гейзерих», танкер «Фридерикс». 12 мая потоплен транспорт «Романия».
При эвакуации войск из Крыма всего потоплено 102 корабля. Погибло 42 000 немецко- румынских солдат и офицеров. Уходя из Черного моря, немцы затопили в районе Варны и Констанцы 76 кораблей и судов флота, а также подводные лодки «V-18», «V-19», «V-20», «V-23», «V-24».

Потери авиации. Большинство самолетов, лежащих на дне моря, обнаружено совершенно случайно. В 1996 г. рыбацкий сейнер зацепил тралом немецкий самолет в районе м. Айя. Рыбаки подняли его из воды, затем трал оборвался, и в сетях остался лишь один пулемет. В 1997 г. Этот самолет искали с помощью подводного аппарата «Лангуст», но пока его не обнаружили. В 2000 г. cейнер «Севастопольский рыбак» в районе п. Любимовка, вытащил из воды самолет «Юнкерс-88». Боцман, по приказу капитана выбросил его в том же месте. Несколько самолетов наши водолазы нашли в районе Качи, мысов Лукулл, Чауда и в Керченском проливе. В 1943 г. на вооружение поступили американские и английские самолеты «Бостон А-20», «Киттихаук», «Аэрокобра» и др. В 1976 г. пропал без вести военный самолет в районе Батуми, который мы искали с помощью военных подводных аппаратов, но так и не нашли. В Казачьей бухте (44°35`050``с. ш. 33°24`352``в.д.), на глубине 20 метров найден немецкий самолет «Дорнье-26».
В октябре 2006 года на якорной стоянке недалеко от б. Казачья найден второй, хорошо
сохранившийся немецкий самолет. В хорошем состоянии на морском дне находится
«Бостон-А20». (44°34`15``с.ш. 33°04`21``в.д.).
Вторая половина XX столетия. После окончания Второй мировой войны корабли и суда флота продолжали гибнуть. В 1949 г. под Севастополем на мине подорвался теплоход «Анатолий Серов». В 1951 г. под Новороссийском потонул «Бакинский комсомолец». В 1959 г. на траверзе Сочи затонул теплоход «Краснодон». В 1972 г. под Одессой столкнулись болгарский транспорт «Лом» и судно Черноморского морского пароходства «Моздок», оба судна затонули.
29 октября 1955 г. в Севастопольской бухте взорвался и затонул линкор «Новороссийск», бывший «Джулио Цезаре», построенный в 1910 г. Погибло 611 человек. В 1956 году в результате аварии в Поти затонула ПЛ «С-201». В 1957 г. затонули суда «Первомайск» и «Запорожье». В январе 1970 г. возле м. Каменного погиб сейнер «Пионер».
В ноябре 1968 г. в районе Бердянской косы затонул лихтер «Рокша» (46°27`34``с.ш. 37°07`35``в.д.). Погибло более 20 человек во главе с женщиной-капитаном А. И. Шибаевой. В 1973 г. в корпус «Рокши» врезался греческий сухогруз «Агиос Николеос» (46°25`51``с.ш. 37°03`32``в.д.). Буи, ограждавшие «Рокшу», не горели, греческое судно затонуло в трех милях от «Рокши» (47°28`57``с.ш. 37°04`33``в.д.). Экипаж спасен судном «Енакиево».
30 августа 1974 г. в 20 милях от Херсонесского маяка погиб большой противолодочный корабль «Отважный» (44°44`42``с.ш. 32°59`32``в.д.). После сильного пожара корабль кормой ушел в воду и затонул на глубине 127 метров. Погибло 24 человека.
В январе 1982 г. в районе м. Зюк погибли «СЧС-151», «СЧС-1239», на м. Хрони «СЧС-1148».
31 августа 1986 г. на траверзе м. Дооб под Новороссийском (44°35`35``с.ш. 37°52`19``в.д.) столкнулись пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов» и сухогруз «Петр Васев». Лайнер «Адмирал Нахимов» затонул. Погибло 423 человека. В 1995 г. в Керченском проливе затонул греческий теплоход «Дожа». Наши водолазы достали с него сейф с $7000.
В 1995 г. в районе м. Лукулл пропал без вести севастопольский сейнер «САОР-3», который до сих пор не найден. При поиске сейнера с помощью подводного аппарата «Риф», было найдено затонувшее судно и на нем много амфор. В 1997 г. в том же районе на поднятой сетями мине взорвался сейнер СЧС «Морж».
Начало XXI столетия. Хронику морских катастроф на Черном море в XXI столетии открыло украинское грузопассажирское судно «Память «Меркурия», которое 21 января 2001 года затонуло во время шторма в 97 милях от мыса Сарыч.
В декабре 2001 года выбросился на берег сейнер «Ачкуевский», а в Керченском проливе сели на мель 2 транспорта.
4 декабря 2001 г. возле турецкого города Синопа затонуло судно «Черноморец». В тот же день погибло еще два турецких судна.
6 сентября 2002 года турецкий сухогруз «Мустафа Тепал» столкнулся с нефтеналивным танкером «Лидия».
За относительно короткий срок на морском дне оказались российский рыболовный траулер «Босфор», украинский теплоход «Стрелец», рыболовный сейнер «Исток», украинский сухогруз «Славутич-7» и турецкий автомобильный паром «Сельчук».
1 февраля 2003 года в 04:50 выбросило на берег танкер «Южный». В 11:00 сел на мель теплоход «Dgarwic» и пропало без вести 2 филиппинских судна. В этот же день взорвался американский космический корабль «Колумбия».
9 января 2003 г. потерпел крушение тунисский балкер «Амир-1».
13 февраля 2004 года затонуло судно под флагом Камбоджи с украинско-болгарской командой на борту, а 10 марта в районе мыса Тарханкут пропал рыболовный сейнер. Во время поисков было обнаружено еще одно неизвестное затонувшее судно.
12 марта 2004 года в районе п. Черноморское, пропал без вести сейнер «Буг». Через несколько дней на берегу нашли спасательный плот, на котором находилось 2 человека с этого сейнера.
17 января 2005 года затонуло украинское судно «Фиандора», а 28 февраля 2005 года точно на то же самое место, где до этого стоял танкер («Южный) выбросило на берег транспорт («Алушта»). В тот же день на камни мыса Тарханкут сел транспорт «Сириус».
1 июля 2005 года российский сухогруз «Волго-Дон» столкнулся с грузинским теплоходом «Санрайс», а 15 июля 2005 года затонул сухогруз «Идрона» под флагом Панамы. Во время шторма на камни под Севастополем вынесло российский сухогруз «Вознесенск».
21 августа 2005 года в районе Суджукского маяка затонула яхта «Берта», а 27 августа пошел на дно турецкий паром «Уфук». 9 сентября затонул сухогруз «Мелисса» под флагом КНДР. 12 сентября 2005 года в центральной части Черного моря затонула российская яхта «Мир».
И уже в марте 2006 году оказались на дне турецкий рудовоз «Калнаван» и камбоджийский сухогруз «Леди Амар».
В мае 2013 года российские ученые Русского географического общества, исследуя морское дно у Севастополя, обнаружили на глубине 100 метров корабль, достаточно крупный объект длиной около 100 метров. Исследовательское судно «Николаев», на борту которого находится специальная аппаратура с сверхчувствительной техникой, ведет поисковые работы на шельфе Черного моря по программе Русского географического общества. С помощью этой аппаратуры была создана трехмерная модель крупного подводного объекта. Предположительно, это немецкий теплоход «Totila». «Totila» («Тотила») - новый венгерский теплоход "Magyar Vitez" (2773 брт.) в 1942 году был спущен на воду, конфискован немецкой стороной и передан германскому транспортному флоту. 10 мая 1944 г. транспорт «Totila» прибыл в район юго-западнее мыса Херсонес, для эвакуации остатков немецкой армии прижатой к обрывистым берегам Херсонесского полуострова. Приняв на борт около 4000 чел. попытался выйти в сторону моря. Был атакован советской авиацией, получил попадание трех 100-килограммовых авиационных бомб, предположительно затонул на расстоянии 4-4,5 миль юго-западней мыса Херсонес.
Специалисты гидрографии ЧФ утверждают, что за всю историю мореплавания по Черному морю погибло более 50 000 различных кораблей, судов, подводных лодок и других плавсредств, из них более 10 000 парусных судов. Известно, что деревянные суда сохраняются гораздо лучше железных. По данным гидрографии, на дне Черного и Азовского морей уже найдено более 500 кораблей и судов. Вместе с тем, большинство затонувших судов до сих пор не найдено и не обследовано.
Согласно Кодексу торгового мореплавания, владелец судна имеет право на судно и затонувшее с ним имущество в течение 2-х лет со дня затопления. После 2-х лет судно и находящееся на нем имущество переходит государству, в территориальных водах которого оно затонуло. В тоже время, поднятое с морского дна имущество, должно быть передано морскому порту Украины, в зоне ответственности которого находится это имущество. В этом случае лицу, которое доставило имущество в распоряжение порта, выплачивается вознаграждение в размере трети стоимости этого имущества.
_________________
MSD PADI
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Анатолий
Master scuba diver

   

Зарегистрирован: 13.10.2014
Сообщения: 283
Откуда: Тула Тульская обл.

СообщениеДобавлено: Пт Дек 26, 2014 19:54     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Затонувшее судно "АЗОВ"

Военизированное судно. Бывший грузовой пароход Азовского государственного морского пароходства "Иосиф Косиор". Вступил в строй в 1929 г. В составе ЧФ с 10.07.1941г. Водоизмещение 967 брт., скорость 6 узлов. 22 октября 1942 года транспорт "Азов"(капитан Вишняков) следовал из Туапсе в Поти. В районе Лазаревской судно подверглось атаке восьми JU-87, которые сбросили 32 бомбы. две бомбы попали в судно, и оно начало тонуть. Сторожевые катера отбуксировали "Азов" на мелкое место, где он сел на грунт. Личный состав был снят. погиб один человек. В настоящее время "Азов" лежит в районе пляжа пансионата "Буревестник" в 15 км. от Лазаревской. Время перехода к месту погружения 45 минут. Дно на месте гибели корабля ровное, по правому борту в районе носа небольшие скалы,по левому песок. Корабль лежит на ровном киле параллельно берегу. Нос рэка направлен в сторону г.Туапсе. Корпус практически полностью разрушен. Частично сохранилась носовая часть. В хорошем состоянии находятся два паровых котла и машинное отделение. Глубина по грунту около 7 метров. Глубина в районе паровых котлов 1,5 метра. Удаленность от берега около 80 метров.
Погружение на рэк проходит с лодки или катера. Швартоваться можно к паровым котлам, их хорошо видно с поверхности. Предпочтительно, когда течение южное, видимость лучше. При западном течении с левого борта идет сильная взвесь видимость падает до 1 метра. На рэке всегда много рыбы, крабов. На паровых котлах растут мидии, которые можно использовать в качестве прикорма для маленьких рыбок - морских ласточек. Через несколько минут после предложения перекусить, рыбок собирается до сотни, самое время для подводной фото- видеосессии.



_________________
MSD PADI
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Анатолий
Master scuba diver

   

Зарегистрирован: 13.10.2014
Сообщения: 283
Откуда: Тула Тульская обл.

СообщениеДобавлено: Пт Дек 26, 2014 20:07     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Затонувший сухогруз «Одесский горсовет»

«Одесский Горсовет» — советский сухогруз, принимавший активное участие в Великой Отечественной войне в качестве грузового судна.

История:

Об истории «Одесского Горсовета» известно очень мало. В основном, все сведения были получены дайверами, которые часто посещают остов судна и от местных жителей: в частности, известное дайверам современное название судна произошло от надписи на одном из его спасательных кругов - если верить воспоминаниям очевидцев трагедии, то судно называлось "Горсовет", порт приписки - Одесса.
По одной из наиболее «популярных» описаний судьбы сухогруза «Одесский Горсовет» был построен в начале 1930-х годов и являлся обычным «рядовым» судном. С началом Великой отечественной войны небольшие (по грузоподъемности и своим линейным размерам) плавсредства превратились в грузовые корабли, которым отводилась роль «снабженцев» фронта (доставка оружия, провизии, снаряжения) и тыла (здесь ключевую позицию занимал вопрос продовольствия).
Экипажу «Одесского Горсовета» предстояло выполнить не менее ответственное задание, которое заключалось в перевозке мешков муки голодающим жителям Анапы. Неизвестно, сколько успешных рейсов удалось сделать команде этого сравнительно небольшого рабочего судна. Неизвестны и многие другие подробности, например: дата и время гибели (историки ограничиваются формулировкой «зима 1941—1942 гг.»), причина затопления (существуют 2 основных версии: авианалёт и торпедная атака). Часть экипажа судна после повреждения его врагом пересидела непогоду на борту, а часть поплыла к берегу на шлюпках подручных средствах, при этом многие утонули в бурном прибое. Со слов старожилов поселка Витязево, трупы моряков были захоронены в братской могиле на пляже, поверх которой из камней была воздвигнута пирамида, на ней был закреплен спасательный круг судна. Сохранилась ли эта могила, неизвестно.
Если быть более объективным в вопросе исследования «Горсовета», то можно сделать неоднозначный, неутешительный вывод: неизвестного в судьбе сухогруза значительно больше, нежели документально установленных фактов.

Современное состояние:

В настоящее время «Одесский Горсовет» лежит на глубине 5-6 метров в 290 метрах от береговой линии поселка Витязево. Ныряльщики могут увидеть сохранившиеся на судне машинное отделение и трюм, якорь, механизм тросовой лебедки, надстройку полубака, грузовую палубу, трехлопастный винт и внушительное перо руля. Поверхность сухогруза покрыта водорослями и раковинами мидий.[1] Сохранились внутренние помещения носового полубака: умывальная комната, кафельный пол коридора, умывальники, некоторые двери. Полностью отсутствует надстройка судна, ее элементы лежат по правому борту. В районе носовых трюмов корпус судна сильно поврежден с обоих бортов, видимо, взрывом торпеды. Часть корпуса и надстройка опутаны рыбацкими сетями, само местонахождение сухогруза отмечено небольшим буем. Расстояние до поверхности воды от высшей точки корабля составляет 0,8 метра.

Координаты: N44 59.202 E37 14.166.

_________________
MSD PADI
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Анатолий
Master scuba diver

   

Зарегистрирован: 13.10.2014
Сообщения: 283
Откуда: Тула Тульская обл.

СообщениеДобавлено: Пт Дек 26, 2014 20:23     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

затонувший Танкер "Валериан Куйбышев".

«Валериан Куйбышев» — советский танкер, принимавший участие в Великой Отечественной войне. Потоплен немецкой авиацией 2 апреля 1942 года в районе станицы Благовещенская.

История:

Первоначальное название судна - "Сураханы". Оно было спущено на воду в 1914 году. После Октябрьской революции судно было реквизировано, зачислено в объединение "Совтанкер" и переименовано в "Валериан Куйбышев" (в честь известного политического деятеля того времени).
27 июля 1941 года судно было зачислено в списки Черноморского флота в качестве вспомогательного корабля, на который возлагались нелегкие задачи по обеспечению фронта (как авиации, так и наземной техники) топливом.
2 апреля 1942 года "Валериан Куйбышев" отправился из Новороссийска в Камыш-Бурун, следуя в составе импровизированной колонны, состоящей из одного эсминца и двух сторожевых катеров (в некоторых источниках упоминается также минный тральщик). Прикрытие с воздуха обеспечивала пара истребителей МиГ-3.
Вечером того же дня пятерка немецких самолетов-торпедоносцев He-111 неожиданно атаковала небольшую флотилию в районе банки "Мария Магдалина". Зенитные орудия кораблей охранения не смогли отразить налет неприятеля. Для "Куйбышева" все было решено в первые секунды нападения. Одна из торпед ударила в район кормового танка и взорвалась: полыхающая масса бензина и керосина заполнила палубу, а ударная волна разрушила мостик и часть надстроек.
Капитан Собко попытался организовать тушение возникшего на судне пожара, но выведенная из строя магистраль водопровода свела все попытки на нет. Через некоторое время был отдан приказ на эвакуацию с носовой оконечности "Куйбышева".
Скорбные итоги из сводок боевых потерь звучат так: сторожевыми катерами было спасено лишь 32 из 56 находившихся на танкере людей.

Современное состояние:

В настоящее время остатки судна лежат на глубине 12 метров в 0.7 км. от береговой линии Бугазской косы. Осмотры "Куйбышева" помогли историкам восстановить последние часы "жизни" этого танкера (т.е. уже после эвакуации оставшихся в живых членов экипажа). Было установлено, что перед затоплением "Валериан Куйбышев" взорвался, а только потом, переломившись на 2 части, скрылся под поверхностью воды. Дальнейшие осмотры краснодарским дайвинг клубом и московским клубом "Эндуротур" (endurotour.ru) показали, что на дне присутствует множество крупных обломков танкера, рассеянных по площади 2 квадратных километра. Наиболее крупные обломки по ходу уменьшения размера: кормовая часть, носовая часть, центральная часть, другие части. Верх кормовой части находится близко к поверхности воды (до 1 метра) и затрудняет навигацию в районе. Эта часть доступна для осмотра без дыхательных аппаратов.

_________________
MSD PADI
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Анатолий
Master scuba diver

   

Зарегистрирован: 13.10.2014
Сообщения: 283
Откуда: Тула Тульская обл.

СообщениеДобавлено: Пт Дек 26, 2014 20:50     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Затонувший корабль Гордипия .

Затонувшая "Гордипия" участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции (25-31 декабря 1941 г.), входила во 2-й отряд высадки десанта в составе Азовской военной флотилии.
В начале февраля 1943 г. корабль «Гордипия» обеспечивала высадку десанта в районе долины р. Сукко. По официальной версии советской военной истории, этот десант, как и несколько других (в районе о. Солёное, м. Железный Рог , н. п. Благовещенская, г. Анапа), – были демонстративными. Однако наличие большого количества боеприпасов на судах высадки свидетельствует о более грандиозном качестве десанта.
По неофициальным данным эта десантная операция была одной из основных, которая по замыслу командования Черноморского флота обеспечит окружение немецкой группировки в районе г. Новороссийска и станет препятствием для эвакуации противника в Крым через Керченский пролив.
Десантная операция сорвана сокрушительным огнём артиллерии при поддержке авиации противника, а десант разгромлен. По всей видимости, хорошо «сработала» вражеская разведка, т. к. немецкая оборона была организована именно в том месте, где планировалась высадка десанта.
Самоходная землеотвозная шаланда «Гордипия», предположительно, потоплена самолётом-торпедоносцем. В носовой части судна и в районе машинного отделения, по правому борту, в обшивке ниже ватерлинии – большие пробоины.
В 1982 году шаланду обнаружили Алексей Мелошенко, Георгий Трофимов и Сергей Нанейшвили – водолазы НЭКМ (Научно-эксперементального комплекса марикультуры), который расположен на о. Большой Утриш. Судно было заполнено боеприпасами. В передних отсеках трюма находились снаряды, в средних – винтовки, пулемёты Дегтярёва, в задних – гранаты, цинки с патронами и ящики с тротилом.
Наверх подняли сейф капитана. Внутри обнаружили трудовые книжки 13 членов экипажа и документы, из которых следовало, что паровая шаланда входила в состав каравана судов под общим названием «Ленинград». В 1983 году по заданию КГБ из Феодосии вызвали военных водолазов. Обеспечение спусков проводилось с помощью водолазного бота и сухогруза.
В трёхболтовом снаряжении на объекте проведены водолазные работы по разгрузке грузовых отсеков от взрывоопасного груза. При этом для облегчения задачи полностью убрали надстройки судна. Было поднято около 6 т взрывчатых веществ, которые подорвали в щели Отмачёва (недалеко от н. п. Сукко), но и теперь в трюмных отсеках находится некоторое количество боеприпасов.
Затонувшая Шаланда, упоминается в документах Черноморского флота как «Гордипия», но есть и еще один документ, в котором фигурирует затонувшая в районе Сукко шаланда - «Горгиппия», но название опять очень схожее с «Гордипией» и «Гардинией»
Судно находится на глубине 18 метров, на ровном киле с курсом 180o на расстоянии 600 метров от берега. Объект представляет собой грязеотвозную паровую самоходную шаланду, построенную из металла.
Длина 42 метра, ширина 8,5 метров, высота борта от грунта 5 метров.В носовой части находится брашпиль (механизм отдачи и подъёма якорей). Далее – бимсы, карлингсы (поперечные, продольные подпалубные балки) верхней палубы, под которой располагался кубрик команды.
Сразу за кубриком находятся пять открытых грузовых отсека. По углам трюмного отделения расположены грузовые лебёдки с цепями, которые приводились в действие паровыми механизмами и открывали (закрывали) грузовые люки трюмных отсеков.
В кормовой части, за грузовыми отсеками находится паровой котёл и паровая машина. Машинное отделение расположено левее продольной оси судна, а справа от него – камбуз. Зимой 2003 года набор шпангоутов и бимсов над камбузом обломился со стороны кормы и упал. Возможно проникновение в машинное отделение и камбуз, где всегда присутствует естественное освещение. Кормовой отсек неглубокий, уровень палубы определяет «сетка» из 7 бимсов и карлингсов.
Справа по борту лежит наполовину занесённая песком паровая труба.Все трюмные отсеки покрыты толстым слоем ила, что грозит серьёзной потерей видимости при традиционной работе ластами. Почти все поверхности судна покрыты мидией.

_________________
MSD PADI
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Анатолий
Master scuba diver

   

Зарегистрирован: 13.10.2014
Сообщения: 283
Откуда: Тула Тульская обл.

СообщениеДобавлено: Пт Дек 26, 2014 20:57     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

грузовой пароход «Фабрициус»

«Фабрициус» — советский транспорт (ранее — грузовой пароход), принимавший активное участие в переброске маршевых пополнений, провизии, фуража в первые месяцы Великой Отечественной войны на Черноморском театре боевых действий.

История:

Первоначальное название судна — «Саида». Оно было спущено на воду в 1903 году в порту Стоктон, на верфи Крег. Проектная документация парохода предусматривала наличие четырех трюмов и пяти лебедок, имевших различную грузоподъемность (1—4 т). Основным двигателем «Саиды» была машина тройного расширения мощностью 1200 л.с., приводившаяся в движение паром, который вырабатывался двумя большими котлами.
В 1932 году «Саида» была приобретена Черноморским пароходством и переименована в «Фабрициус». С началом Великой Отечественной Войны (если быть точнее- 27 июля 1941 года) пароход был зачислен в списки военных судов, которым отводилась транспортная роль.
2 марта 1942 года, во время сложного перехода по маршруту Новороссийск — Камыш-Бурун, «Фабрициус» был атакован немецким самолетом, в арсенале которого находились специальные торпеды (по информации западных источников транспорт был торпедирован итальянским торпедным катером МАS (англ.)русск.). Капитан парохода, Михаил Иванович Григор, несмотря на контузию, сумел дождаться помощи, а затем посадить уже опустевшее судно на мель, протянувшуюся в юго-западном направлении относительно маяка мыса Большой Утриш (окрестности Анапы). В результате нападения было убито 5 членов экипажа «Фабрициуса». В числе погибших оказался и первый помощник капитана Ломоносов.
После войны значительная часть «Фабрициуса» была разобрана на металлолом.

Современное состояние:

В настоящее время внимательный ныряльщик сможет обнаружить остатки судна на глубине 2-3 метров. На дне сохранились фрагменты носовой части, якорный клюз, секции леерного ограждения, части бортов с овальными отверстиями иллюминаторов.

GPS-координаты Малого Утриша: 44° 42′ 29″ N, 37° 27′ 30″ E.
_________________
MSD PADI
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Анатолий
Master scuba diver

   

Зарегистрирован: 13.10.2014
Сообщения: 283
Откуда: Тула Тульская обл.

СообщениеДобавлено: Пт Дек 26, 2014 21:16     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

эскадренный миноносец «Смышленый»

«Смышлёный» — эскадренный миноносец проекта 7-У. Первый черноморский корабль данного класса.

Строительство:

Корабли данного проекта разрабатывались конструкторским бюро Северной судостроительной верфи под общим руководством главного конструктора Н. А. Лебедева и наблюдением представителя ВМФ А. Э. Цукшвердта.
Корабль был заложен как «Полезный» 15 октября 1936 года в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара) по проекту 7 с заводским номером 1077. 27 июня 1938 года эсминец был перезаложен по проекту 7У, при этом у почти готового корпуса пришлось демонтировать ряд конструкций, и спущен на воду 26 августа 1939 года. 25 сентября 1940 года корабль был переименован в «Смышлёный» и 10 ноября 1940 года вошёл в состав Черноморского флота.

История службы:

1941 год
К началу Великой Отечественной войны «Смышлёный» находился в составе 3-го дивизиона эсминцев Отряда лёгких сил в Севастополе. Командиром корабля тогда был капитан 3 ранга Виктор Шегул-Тихомиров.
23 июня 1941 года «Смышлёный» участвовал в постановке минных заграждений в районе Севастополя. 26 июня в ходе операций лидеров «Харьков» и «Москва» на Констанцию входил в группу кораблей поддержки, но на выходе из Севастополя зацепил параваном грунт и отстал. Позднее он присоединился к эсминцу «Сообразительный» для эскортирования повреждённого лидера «Харьков».
В конце августа «Смышлёный» вступил в оборону Одессы, эскортировал транспорты и перевозил грузы и людей. С 27 по 29 августа, а также 15 октября осуществлял огневую поддержку обороняющихся войск, а 14 октября выставил 45 мин. В ноябре эсминец вступил в оборону Севастополя, во время которой так же эскортировал транспорты, перевозил грузы и людей, оказывал огневую поддержку. При этом с 28 ноября по 31 декабря было израсходовано 986 снарядов.
С 28 по 30 декабря «Смышлёный» участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции в составе отряда прикрытия.

1942 год
1 и 16 января 1942 года участвовал в поддержке обороняющихся войск под Севастополем, израсходовав 56 и 115 снарядов. 6 января эсминец попытался высадить в Евпатории десант, но из-за сильного волнения и противодействия противника сделать это не удалось. 22 января при стоянке в Туапсе во время шторма «Смышлёный» получил повреждения корпуса, при этом в конце февраля и начале марта участвовал в обстреле немецких войск в районе Феодосии.

Гибель:

Ранним утром 6 марта 1942 года при возвращении в Новороссийск после конвоирования транспортов в Керчь «Смышлёный» из-за ошибки в счислении подорвался на советской мине и стал на якорь. После прибытия в район лидеров «Ташкент» и «Харьков» своим ходом пошёл в Новороссийск. Во время этого перехода затопило второе и третье котельные отделения и корабль потерял ход. Сильное волнение не позволило взять эсминец на буксир, и утром следующего дня он затонул. При погружении взорвались глубинные бомбы и от возникшего динамического удара погибли почти все члены экипажа. Спасти удалось только двух человек.

Предположительная глубина рэка – 100 м, удаленность от берега – 40 км.Предположительные GPS-координаты эскадренного миноносца «Смышленый»: 44° 43' N, 36° 45' E.



_________________
MSD PADI
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Анатолий
Master scuba diver

   

Зарегистрирован: 13.10.2014
Сообщения: 283
Откуда: Тула Тульская обл.

СообщениеДобавлено: Чт Янв 22, 2015 23:39     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Затонувшее судно Жан Жорес.

Феодосия, набережная десантников, в нескольких сотнях метров от портовых причалов на форматоре лежит бывший грозовой теплоход черноморского пароходства Жан Жорес. Это место обозначено, буй – является запрещающим знаком, обходи стороной. Будучи на отдыхе в Крыму, его можно заметить с Феодосийской набережной.

В мае 1930 года был построен Жан Жорес. Пожалуй это был первый крупный, тоннажный, торговый теплоход отечественного производства. Назван теплоход в честь руководителя социальной социалистической партии. Свой первый рейс судно совершило в Гамбург, 28 января 1932 года. А в 1933 на нем прибыл писатель, Алексей Пешков, более известный под литературным псевдонимом Максим Горький.

С началом Великой Отечественной войны Жан Жорес, как и другие гражданские суда, стал служить делу обороны страны. В 1942 году теплоход участвовал в Керченской – Феодосийской десантной операции.
28 декабря 1941 года на Жан Жорес погрузили войска, 236 стрелковой дивизии, которой командовал генерал – майор Мороз и технику, боеприпасы, продовольствие, обмундирование и 72 танковый батальон, полностью 2 роты.

Жан Жорес подошел на рассвете 29 декабря и причалил к внешней стороне широкого мола. Началась разгрузка, которая усложнялась тяжелыми погодными условиями. Был сильный ветер и снег. С боку его обстреливали немцы. Сверху атаковали вражеские бомбардировщики.
14 января 1942 года Жан Жорес осуществил свой четвертый рейс, последний. Подходя к берегу, он наткнулся на немецкую мину. Взрыв произошел с правого борта, в результате которого погибли 40 моряков и образовалась большая пробоина. Было решено возвращаться в Новороссийск. В это время к теплоходу подошел военный корабль. Капитану передали письмо, в нем был приказ — разгрузить Жан Жорес и готовиться к худшему.
Капитан Лебедев созвал всю команду и объявил: «Мы оставляем судно». Все перешли на катер, а капитан остался. Вместе с судном затонули 40 погибших при взрыве моряков, 40 автомашин, 6 артиллерийских орудий и боезапасов. Еще многие годы торчащие из воды мачты и капитанский мостик напоминали горожанам о корабле, который стал памятником самому себе. Судно не раз подвергалось обследованию водолазов. Составленное по его итогам документах говорится, что на борту теплохода обнаружены артиллерийские орудия, патроны для винтовок и боеприпасы. Одно из таких орудий находится в Феодосийском музеи истории в память о тех, кто с борта Жан Жорес сделал свой шаг в историю.
Координаты точки затопления 45°02′07″ с. ш. 35°23′37″ в. д. / 45.03528°
Глубина затопления 15 метров.
_________________
MSD PADI
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов "Дядька Черномор" - форум для дайверов. -> Дайвинг в России !!! Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru WebDive. Top100


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS